Расписные стены
Что может быть оригинальнее авторской работы, выполненной талантливым художником? А если полотном для будущей картины в интерьере станет целая стена? Подчас нет смысла ограничивать себя площадью, занимаемой шедевром. Данная статья посвящена смелости мышления – росписи стен.
Обратимся к истории
В зависимости от помещения, материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических факторов роспись традиционно делалась либо в виде фрески (водорастворимыми пигментами по сырой штукатурке), либо темперно-клеевыми красками (пигментами, замешанными на яйце или казеиновом клее), либо красками на расплавленном воске (энкаустикой), либо масляными красками по сухой штукатурке. Ещё один вариант - настенная живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на стену.
Исторически в монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и темперно-клеевая живопись. С 1970-х годов масляные краски, применяемые в Европе для росписи и колеровки стен, были окончательно вытеснены водостойкой темперой. Она лучше пропускает воздух, её можно мыть, в помещении темпера экологичнее масляных покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия, художники взяли на вооружение водоэмульсионные, водно-дисперсные и акриловые краски как наиболее стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие, хотя и до сих пор достаточно дорогие.
Однако начало было положено ритуальными рисунками, украшавшими пещеры. В начале III тысячелетия до нашей эры египетские художники начали расписывать стены гробниц сценами загробной жизни. В Минойском искусстве на острове Крит впервые появились фрески, датируемые 1700 г. до н. э. В римских домах I века до н. э., сохранившихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, именно расписанные художниками стены являлись своеобразными лицами жилищ. Так, художественная роспись, выполненная восковыми красками, главенствовала в интерьере. Она свидетельствовала не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризовала его общественный статус, политическую принадлежность, материальные возможности.
Вторым рождением в Европе монументальная художественная роспись стен обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески в капелле Aрeнa в Падуе произвели революцию в средневековом изобразительном искусстве. Выдающимися мастерами фресковой живописи эпохи Возрождения считаются Фра Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа. Непревзойдённых вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. На новый уровень восприятия роспись стен вывели художники-маньеристы Паоло Вернезе и Джулио Романо. Они научились мастерски использовать эффект иллюзии. Питер Пауль Рубенс, писавший маслом на холстах и деревянных панелях, которые затем укреплялись на стенах, признан крупнейшим художником-монументалистом барокко. Кстати, по латыни стена - «murus», отсюда и художников, занимающихся росписью стен, прозвали муралистами. В XIX столетии наиболее значительными стенными росписями явились работы романтика Эжена Делакруа. В нашем веке мексиканские муралисты - Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос, - пользуясь всеми известными техниками, создали сотни монументальных художественных настенных росписей, украсивших стены общественных зданий Мехико.
«Русский характер»
Со времён Петра Великого в России монументальная роспись стен в интерьере была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как её органическая часть. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашённые в Россию итальянские и французские мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон подготовили блестящую плеяду русских живописцев-монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского двора на роспись стен и роспись потолков в царских покоях.
В середине XVIII столетия в России появились национальные кадры мастеров европейского класса по росписи стен и потолочной живописи. В их творчестве органично слились западная и русская традиции внутреннего и внешнего оформления стен и потолков. Русские архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев, по чьим проектам возводились многочисленные общественные и частные строения в пострадавшей от пожара 1812 г. Москве, уделяли пристальное внимание внутреннему декору. Не без влияния этих мастеров в моду входят альфрейная живопись, стильные гризайли, живописные архитектурные «обманки», разнообразная колеровка и цветовой декор стен, в зависимости от назначения помещений. Такой подход к оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального эффекта.
Психология цвета
Выбор цвета, декоративная колеровка — ремесла не менее древние, чем искусство росписи стен. Более того, в их основе лежат общие технические приёмы, одни и те же материалы. Приступая к росписи стен, художник предварительно должен решить вопрос цветовой гаммы стен в целом.
Известно, что каждый цвет определённым образом воздействует на человека психологически и физиологически: голубой успокаивает, красный возбуждает, жёлтый «заряжает» энергией. В комбинации, однако, те же краски способны произвести совершенно иной эффект. Разноцветные стены, колористические вариации в виде чередующихся полос, декоративные фризы, настенные орнаменты — это лишь малая толика художественно-оформительского арсенала при росписи стен.
Выбор цвета и приёмов декоративной колеровки обусловлен многими факторами: общей стилистической установкой архитектора, назначением помещения, степенью его естественной освещённости, размерами, соотнесённостью со смежными комнатами, залами, коридорами, лестницами.
В комнатах, куда не проникает естественный свет, решить проблему восприятия пространства только путём подбора цвета стен нельзя. Краска лишь отражает световой поток, поэтому наряду с использованием светлых тонов в таких помещениях необходимо правильно организовать искусственное освещение.
Стиль эпохи
Определённым эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Что даёт художникам-декораторам основание оперировать такими понятиями, как цвета итальянского Ренессанса, XVIII столетия, времён королевы Виктории и короля Эдварда, стиля арт-деко и пр.
Для итальянского Ренессанса характерно применение при настенной росписи большого количества природных пигментов, используемых в технике фрески. Путём добавления в цвета спектра белой и чёрной краски художники создавали множество тонов и оттенков. Наиболее распространёнными были «земляные» краски — сырая и жжёная охра и умбра.
В Европе XVIII века стены внутри здания красились недорогой и простой в применении клеевой темперой (в её состав часто входили жёлтая охра или окисел красного цвета). Использовались и менее распространённые составляющие, например, бычья кровь, придававшая краске ржаво-розовый оттенок. Состоятельные владельцы особняков предпочитали окрашивать темперой потолки, тогда как стены декорировались масляными красками. В состав последних входили тот или иной пигмент, белила и льняное масло. Была популярна имитирующая фактуру дерева ценных пород покраска дверей, ставен, элементов внутреннего декора. Наряду с распространёнными комбинациями тонов от белого до ярко-жёлтого, в конце столетия вошли в моду дорогие краски цветочных оттенков, а также соломенного, апельсинового, лимонного, оливкового, персикового и небесно-голубого цветов.
Вплоть до 50-х годов XIX столетия доминирующим цветом английского интерьера и экстерьера был зелёный. В целом же колористический выбор определялся индивидуальными особенностями помещения. Стены комнат с недостаточным естественным освещением обычно делались красными, сиреневыми, тёмно-жёлтыми или желтовато-розовыми. В солнечных помещениях свет приглушался теневой покраской в диапазоне от голубого до зелёного. В 90-е годы на смену масляным и газовым светильникам пришло электричество. Новый тип освещения повлёк за собой необходимость иных цветовых решений. В Англии начали делать стены комнат светлыми, часто белыми.
В начале XX столетия в декоративной отделке стен и потолков также получили распространение светлые тона. В целом в английском интерьере 20 - 30-х годов преобладали мягкие кремовые и коричневые краски. Тем не менее, пастельные оттенки зелёного и холодные полутона голубого цвета не выходили из моды.
В вопросах росписи стен современные европейские дизайнеры активно обращаются к опыту предшественников. Но работают почти исключительно современными темперными и акриловыми красками. Западный частный интерьер разнообразен и многолик. Не теряют популярности альфрейная роспись стен в анфиладах дворцовых зал, барочно-рокайльные живописные аллегории, архитектурные и декоративные «обманки» классицизма. Но, наряду с ними, опять в моде растительно-зоологические панно и росписи стен в духе модерна и пост-модерна (в комнатах для гостей, зимних садах). Многие выбирают иллюзорную живопись на стенах гостиных. Предпочтителен эффект окна или иллюминатора, за которым простираются горный ландшафт, подводный коралловый риф и прочее.
Цветовой дизайн стен и потолков требует не только от художника-декоратора, но и от заказчика определённых знаний о существующих стилях. Задача оформления стен под силу лишь профессионалам.
Словарик
Сграффито (итал. sgraffito или graffito, буквально – «выцарапанный») – традиционная техника, которая заключается в последовательном нанесении на плоскость стены тонких, окрашенных в различные цвета слоев штукатурки и дальнейшему процарапыванию рисунка. Изображение, выполненное в технике сграффито четкое, без полутонов, имеет выраженный рельеф.
Алсекко (от итальянского – a secco – по сухому) - роспись по сухой штукатурке красками, которые растираются на растительном клее, яйце или смешиваются темперными масляными или акриловыми красками с известью.
Энкаустика – краски на расплавленном воске и масляные краски, наносимые на сухую штукатурку.
Смешанные (комбинированные) техники – сочетание живописи с различными декоративными текстурными и фактурными штукатурка ми, имитирующими фактуру камня, старых стен, гобелена, шелка и др.
Темпера - этот вид краски чаще всего используется вместе с акрилом, для создания более утончённого и сложного изображения.
Роспись на декоративной штукатурке. В этой технике перед нанесением красок художник занимается декоративной отделкой стен, создавая необходимый рельеф. Декоративное покрытие стен добавляет необходимый объём и создаёт дополнительную широту в сюжетном решении картины.
Аэрография - это технология нанесения красочного слоя методом распыления краски. Распыление производится специальным инструментом - аэрографом, в который под давлением подается воздух, смешивающийся с краской. При помощи различных по диаметру сопла головок и соответствующих им дозирующих игл изменяется размер пятна. Применение аэрографии наиболее эффектно при передаче плавных цветовых переходов, растяжек, а также в случаях, когда нежелательна фактурность красочного слоя.
Флуоресцентные краски светятся в ультрафиолетовом свете.
Акрил
Акриловые краски для росписи стен, выпускаемые современной промышленностью, поражают воображение своим разнообразием, благодаря чему появляется уникальная возможность создания самого необычного рисунка, подходящего только для вашего интерьера.
На сегодняшний день для декорирования стен используются:
- акриловые краски обычных цветов;
- флуоресцентные акриловые краски (краски, которые светятся при ультрафиолетовом освещении);
- невидимые акриловые краски (при обычном освещении невидимы, но при ультрафиолетовой подсветке «оживают», привнося в атмосферу интерьера эффект неожиданности);
- перламутровые акриловые краски;
- акриловые краски с блестками или металлик;
- светящиеся акриловые краски (краска, которая в течение светлого времени суток накапливает, а в темноте излучает свет);
- краски для бассейнов (водостойкий акрил).
Необходимо отметить, что комбинирование различных цветовых типов красок в росписи стен акрилом способно создавать эксклюзивный и неповторимый стиль помещения.
Преимущества росписи стен акриловыми красками:
- быстро высыхают;
- не боятся попадания прямых солнечных лучей (не выгорают);
- устойчивы к воздействию физических и химических веществ;
- нанесенный акриловыми красками рисунок выглядит ярче;
- в состав не входят агрессивные растворители (экологичны);
- практически не имеют запаха;
- рисунок легко корректируется в процессе росписи;
- обладают высокой водостойкостью.
Росписью акрилом можно декорировать стену различными рисунками и художественными композициями. При этом могут быть использованы самые разные стили и направления, например, абстракционизм, растительный пейзаж или сюрреализм.
Сегодня акрил повсеместно используется для создания настенных росписей не только в современных зданиях, но и в старинных усадьбах, музеях. Он отлично сочетается с декоративной штукатуркой и трафаретами, что позволяет создавать самую разнообразную уникальную и неповторимую роспись. А различные технологии нанесения позволяют добиться фактурности поверхности.
Когда работа завершена, её покрывают лаком или воском (в зависимости от техники), чтобы уберечь роспись от выгорания, воздействия влаги, а также от физических повреждений.
Вопрос-ответ
Сколько времени может занять создание работы?
Длительность работы над росписью зависит от нескольких факторов - технологии, сложности изображения, степени деталировки. В среднем, на работу размером 3×3 метра может уйти от нескольких дней до двух недель.
Как выбрать художественный мотив?
Мотив может быть любым - от классических пейзажей, перспективных «обманок» до современной графики, абстракции или сюжетов из детских мультфильмов (если это роспись в детской). Все зависит от смелости заказчика и фантазии художника.
Какой узор в моде?
Сейчас например вновь становится модным стиль Арт Нуво (Модерн).
При создании каких стилей используется роспись?
Любых - от классики и модерна, до техно и хай-тека.
С каким декором совместима художественная роспись?
Окружающий декор может быть любым, как и общий стиль интерьера. Например, роспись стен хорошо сочетается как с декоративными штукатурка ми, так и с современными материалами - стеклом, металлом. Главное - профессионализм художника и взаимопонимание с заказчиком.
Можно ли с помощью росписи скрыть недостатки в интерьере?
Некоторые недостатки скрываются очень хорошо, но многое зависит от освещения, техники, в которой выполнена роспись и степени закрашенности.
от 5 тысяч - роспись маслом, акрилом - за работу, без стоимости материалов (кисти, краски) от 8 тысяч - лепка барельефов, + небольшая наценка, если их расписывать опять же торг в каждом индивидуальном случае уместен бывают же потолочные росписи, там + за сложность так сказать местности, бывает только веточку тонкую прописать нужно - смело скидку делаем.